Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией
Аннотация
Борьба с коррупцией - это комплексный процесс, в котором должны участвовать не только государственные органы, но и институты гражданского общества.
Ключевые слова:
Как цитировать
Борьба с коррупцией - это комплексный процесс, в котором должны участвовать не только государственные органы, но и институты гражданского общества.
Если, посмотреть на опыт стран, добившихся высоких результатов в борьбе с коррупцией, мы увидим, что в этих странах институты гражданского общества, являются одними из ключевых участников в борьбе с коррупцией. В целом, эффективность борьбы с коррупцией не может быть достигнута без участия институтов гражданского общества.
Здесь возникает вопрос, как институты гражданского общества могут играть важную роль в борьбе с коррупцией, если у них нет тех специальных полномочий и административных ресурсов, которые имеются в распоряжении государственных органов?
Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции в первую очередь отражается в процессе выявления коррупционных рисков. Дело в том, что коррупционные риски не считаются правонарушениями, и государство не определило ответственность за их допущение. Однако риски коррупции всегда негативно воспринимаются обществом, в том числе институтами гражданского общества, и они, в свою очередь, реагируют на них соответственно.
Анализ показывает, что широкая общественность также играет важную роль в разоблачении коррупции. В этом отношении, есть много примеров, когда широкая общественность выявляла коррупционные факты, не обнаруженные государственными органами. В то время, как были органы, наделенные особыми полномочиями по выявлению фактов коррупции. Причина этого, в том, что общественность и СМИ, нельзя обмануть и ввести в заблуждение. Независимо от того, насколько это происходит тайно, и коррупционеры стараются такие факты утаить. Общественность и СМИ все равно узнают о фактах коррупции.
Прозрачность и подотчетность - одни из важных инструментов борьбы с коррупцией. Потому что, коррупционные действия, всегда происходят тайно. Так как, это не только незаконное действие, но и ситуация, решительно осуждаемая обществом как негативная.
Поэтому, «самый большой враг» коррупции — это прозрачность. Обеспечивая открытость, гласность и прозрачность в деятельности государственных органов и организаций, а также подотчетность должностных лиц общественности, создаются необходимые условия для эффективного и действенного общественного контроля в сфере государственного управления.
Законы Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (5 мая 2014 г.) и «Об общественном контроле» (12 апреля 2018 г.) устанавливают открытость деятельности государственных органов и механизмы общественного контроля над ними.
Институты гражданского общества также играют важную роль в формировании нетерпимого отношения к любым формам проявления коррупции. Коррупция, не должна быть принята обществом как нормальная социальная норма, так как, данный социальный институт, приведет к нежелательным последствиям. Решительная реакция общественности на любую форму проявления коррупции, чрезвычайно, важна в борьбе с этим бедствием.
Одним словом, институты гражданского общества должны, представлять собой комплексный механизм для формирования, развития и реализации возможностей и потенциала общества в борьбе с коррупцией.
Отношение широкой общественности к коррупции вызывает широкое и действенное общественное давление.
Хотя общественное давление, не считается правовым рычагом, оно позволяет реализовывать гражданские инициативы в борьбе с коррупцией, эффективно влияя на государственные органы и действия должностных лиц.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 г. № ПП-3837 «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах» установлены правовые основы деятельности общественных советов - постоянно действующих совещательных органов, ведущих свою работу на общественных началах при государственных органах. Вместе с тем, для обеспечения эффективности деятельности общественных советов разработана и внедрена методика рейтинговой оценки эффективности деятельности общественных советов при органах государственной власти и управления.
Статья 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 г.) устанавливает правовые рамки для участия общественности в борьбе с коррупцией. Согласно которой, в целях предотвращения коррупции и борьбы с ней каждое государство-участник должно принимать соответствующие меры для содействия активному участию групп и отдельных лиц за пределами государственного сектора, действующих на базе таких организаций как гражданское общество, неправительственные организации и сообщества, чтобы дать обществу более глубокое понимание существования коррупции, ее причин, опасных свойств и угроз.
За последние пять лет Узбекистан также осуществляет важные реформы в борьбе с коррупцией. Прежде всего, была создана и развита правовая и институциональная основа для борьбы с коррупцией. Также, постоянно, внедряются международные правовые стандарты, борьбы с коррупционной деятельностью. Кроме того, особое внимание было уделено обеспечению участию общественности и СМИ в борьбе с коррупцией. В частности, статья 14 Закона «О противодействии коррупции» (3 января 2017 г.) создала правовые рамки для участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в борьбе с коррупцией.
Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-6257 от 6 июля 2021 года «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» определены важные вопросы, связанные с повышением эффективности системы противодействия коррупции и раннего предупреждения коррупции, широким вовлечением общественности в этот процесс и формированием атмосферы нетерпимости к коррупции.
Для эффективного участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией необходимо следующее:
во-первых, само общество должно осознать необходимость активного участия общественности в борьба с коррупцией;
во-вторых, государство должно поощрять участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией;
в-третьих, необходимо повышать роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией и постоянно поддерживать их деятельность. В этом отношении особенно важны независимые специальные СМИ, хотя бы программы, освещающие вопросы борьбы с коррупцией, в-четвертых, важно создавать и расширять деятельность специальных негосударственных некоммерческих организаций по борьбе с коррупцией, гарантировать их независимость и неприкосновенность;
В-пятых, необходимо развивать сотрудничество между государством и институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией.
Таким образом, роль институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией имеет незаменимый потенциал, укрепляя иммунитет общества в борьбе с коррупцией и объединяя возможности широкой общественности.