Узбекистан считает коррупцию одной из серьезных угроз развитию

Русланбек Давлетов
Поделиться

Аннотация

Узбекистан начал новый этап своего развития под руководством Шавката Мирзиёева, проведя решительные реформы, направленные на решение проблемы коррупции.

Как цитировать

[1]
Давлетов, Р. 2021. Узбекистан считает коррупцию одной из серьезных угроз развитию. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 1, 1 (дек. 2021), 12–14. DOI:https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol1-iss1-pp12-15.

Биография автора

Русланбек Давлетов, министр юстиции Республики Узбекистан

Правовед, экономист, министр юстиции Республики Узбекистан

Узбекистан начал новый этап своего развития под руководством Шавката Мирзиёева, проведя решительные реформы, направленные на решение проблемы коррупции.

Генеральная прокуратура Узбекистана за последние четыре года уличила более 9 тысяч человек, совершивших различные коррупционные преступления. В результате активных расследований государству и гражданам было возвращено
2,9 триллиона сумов (272 миллиона долларов США), что составляет 90 процентов ущерба, нанесенного коррупционными преступлениями.

Этот факт свидетельствует об обоснованности решения Президента Мирзиёева принять Закон «О противодействии коррупции» который, стал одним из первых законов, подписанных им после инаугурации, в январе 2017 года. Он полностью соответствует Стратегии действий.

После этого, в Республике Узбекистан реализованы две периодические Государственные программы по противодействию коррупции на 2017—2018 и 2019—2020 годы.

Преобразования и реализуемые Узбекистаном меры в этом направлении не ограничились принятием вышеупо-мянутого закона. Следующая реформа была направлена на совершенствование институциональной базы борьбы с коррупцией. В связи с этим в 2020 году созданы Национальный совет Узбекистана по противодействию коррупции, а также Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан.

Правительство планомерно пытается устранить факторы, порождающие коррупцию, внедряя отраслевой подход. Например, в прошлом году осуществлена новая правовая реформа для трансформации системы лицензирования и выдачи разрешений для ведения бизнеса.

В результате данной меры, начиная с января 2021 года отменены:

70 (26 %) из 266 видов лицензионной деятельности;

35 (25 %) из 140 видов разрешений.

Кроме того, все процедуры лицензионной деятельности оцифрованы на основе единой Системы электронного лицензирования.

В Узбекистане начата практика анализа коррупционных рисков при применении нормативно-правовых актов, а также выявления норм, ведущих к коррупции в нормативно-правовых актах и их проектах. Принятие мер по их устранению и разработки рекомендаций, по совершенствованию правовой базы реализуемых реформ. О первом результате этого решения, свидетельствует тот факт, что проведена правовая экспертиза 226 нормативно-правовых актов и в них выявлено 292 коррупционных фактора.

Недавно Правительство инициировало новый пакет комплексных реформ, включающих существенно важные меры по борьбе с коррупцией и обеспечению открытости государственных органов.

Презумпция прозрачности правительства

Первая реформа, проведенная в июне 2021 года, была посвящена обеспечению открытости государственных органов, а также эффективному осуществлению общественного контроля.

В Узбекистане введен принцип презумпции прозрачности правительства, что означает - открытость любой информации о деятельности государственных органов.

В рамках этой реформы, правительство утвердило перечень социально значимой информации, включающий 200 разных данных по 33 направлениям, которые будут регулярно публиковаться в виде открытых данных, всеми государственными органами и организациями. На данный момент, на этом портале уже размещено 12 556 наборов данных.

Реформы в этой сфере уже начали приносить свои результаты, что несомненно, положительно сказываются на позициях Узбекистана в международных рейтингах и индексах. В частности, в Open Data Inventory (ODIN). С 2018 по 2020 год Узбекистан поднялся на 125 позиций в этом рейтинге и в настоящее время занимает 44-е место из 186 стран.

Государственные органы и организации, в установленном порядке, будут ежегодно публиковать подробные отчеты о своей деятельности на официальных веб-сайтах и сообщать о месте и времени их обсуждения с участием гражданского общества.

Также государственные органы и организации начиная с 1 июля 2021 года начали размещать информацию о любых государственных закупках, расходах на командировки должностных лиц и для приема прибывающих из-за границы гостей, бенефициаров юридических лиц, которым, предоставлены налоговые и таможенные льготы и преференции, а также годовую смету расходов и их реализацию.

В настоящее время, на специальном информационном портале государствен-ных закупок опубликована информация о 21 110 бюджетных закупках и 13 585 сделках корпоративных закупок. Открытая публикация этой информации, позволяет нам усилить общественный контроль над процессом и выявить некоторые незаконные действия государственных должностных лиц.

Еще одна очень важная реформа, закрепленная в этом документе, это Индекс открытости деятельности государственных органов и организаций, который будет объявляться в конце каждого года с целью мониторинга и оценки открытости деятельности государственных органов и организаций.

Наконец, что не менее важно, заседания обеих палат парламента и судебные заседания с согласия сторон будут транслироваться в прямом эфире по телевидению.

Мы считаем, что общественный контроль за деятельностью государственных органов является одним из эффективных инструментов борьбы с коррупцией.

Новая антикоррупционная доктрина

Вторая амбициозная реформа, проведенная в начале этого месяца 2021 года, направлена на повышение эффективности антикоррупционной системы и раннее предупреждение коррупционных проявлений, широкое вовлечение общественности в этот процесс.

Превращая государственное управление в сферу, свободную от коррупции, на основе мнения общественности правительство практикует ведения открытого электронного реестра лиц, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений.

Лицам, внесенным в этот реестр, будет запрещено следующее: прием на государственную службу; участие созданных ими хозяйствующих субъектов и (или) с их участием в государственных закупках и договоре государственно-частного партнерства в качестве участника (исполнителя), а также в тендерах и конкурсах, связанных с приватизацией государственного имущества; осуществление деятельности на руководящих должностях в организациях с долей государства более 50 процентов и государственных образовательных учреждениях.

Также, правительство планирует ввести систему обязательного декларирования доходов и имущества государственных служащих руководителей организаций с долей государства более 50 процентов, государственных предприятий и учреждений, их супругов и несовершеннолетних детей.

Также, планируется ужесточить наказание за коррупционные преступления до длительного срока лишения свободы, а также предусмотреть ограничения применения смягчающих норм при отбывании уголовного наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

Кроме того, указом Президента принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2021—2022 годы, которая включает 44 новые меры и является третьей периодической программой по реализации Закона «О противодействии коррупции».

Сегодня Республика Узбекистан мобилизует все свои усилия для обновления нашего общества и укрепления его демократических основ, а также для создания атмосферы нетерпимого отношения к коррупции, чтобы резко снизить факторы появления коррупции в государственном управлении. Мы понимаем, что предстоит еще много работы по реформированию этой сферы, и осознаем свои проблемы. Мы также знаем, как решить эти проблемы. В связи с этим, перед министерством поставлены конкретные цели, кроме того, есть четкое представление о том, куда мы должны идти, и наше министерство сделает все возможное для достижения поставленных целей.

Кроме того, мы искренне верим, что принятые законы положительно повлияют на жизнь нашего народа и покажут свои результаты в будущем. Это, в свою очередь, улучшит имидж нашей страны на международной арене как новой, демократической и прогрессивной.

 

Мы искренне верим, что все вышеупомянутые реформы будут также служить реализацией национальной ЦУР-16 Содействие мирному и инклюзивному обществу в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях.

Скачать статью

Статистика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Article Details

Просмотров аннотации: 126
inLibrary — это научная электронная библиотека inConference - научно-практические конференции inScience - Журнал Общество и инновации UACD - Антикоррупционный дайджест Узбекистана UZDA - Ассоциации стоматологов Узбекистана АСТ - Архитектура, строительство, транспорт Open Journal System - Престиж вашего журнала в международных базах данных inDesigner - Разработка сайта - создание сайтов под ключ в веб студии Iqtisodiy taraqqiyot va tahlil - ilmiy elektron jurnali yuridik va jismoniy shaxslarning in-Academy - Innovative Academy RSC MENC LEGIS - Адвокатское бюро SPORT-SCIENCE - Актуальные проблемы спортивной науки GLOTEC - Внедрение цифровых технологий в организации MuviPoisk - Смотрите фильмы онлайн, большая коллекция, новинки кинопроката Megatorg - Доска объявлений Megatorg.net: сайт бесплатных частных объявлений Skinormil - Космецевтика активного действия Pils - Мультибрендовый онлайн шоп METAMED - Фармацевтическая компания с полным спектром услуг Dexaflu - от симптомов гриппа и простуды SMARTY - Увеличение продаж вашей компании ELECARS - Электромобили в Ташкенте, Узбекистане CHINA MOTORS - Купи автомобиль своей мечты! PROKAT24 - Прокат и аренда строительных инструментов