Независимость суда и меры, направленные на предотвращение коррупции в судебной системе

Козимджан Камилов
Поделиться

Как цитировать

[1]
Камилов, К. 2021. Независимость суда и меры, направленные на предотвращение коррупции в судебной системе. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 1, 1 (дек. 2021), 21–26. DOI:https://doi.org/10.47689/uacd-vol1-iss1-pp21-26.

Особого внимания и признания заслуживают масштабы осуществляемых в нашей стране мер по предупреждению и борьбе с коррупцией. Ведь преступления, связанные с получением и дачей взяток, чрезвычайно опасны тем, что подрывают экономическую основу каждого государства, приводят к множеству негативных последствий, в частности, к преступности и совершению новых преступлений.

Безусловно, особую бдительность в осуществляемых в нашей стране усилиях по борьбе с коррупцией и ее предупреждению должны проявлять суды. Именно они вынося законные, обоснованные и справедливые приговоры в отношении преступлений, связанных с взяточничеством доводят до широкой общественности насколько опасным является коррупция, таким образом формируют среди населения нетерпимое отношение к этому злу современности. Следовательно, каждый судья и работник данной системы должен честно и добросовестно выполнять свои обязанности, не допускать взяточничества и коррупции, считать своим профессиональным долгом немедленно принимать необходимые меры в случае предложения взятки в обмен на совершение или невыполнение определенного действия.

Следует отметить, что в нашей стране создана не только организационная, но и правовая основа борьбы с взяточничеством в каждой сфере. В частности, ярким подтверждением сказанного является предупреждение и борьба с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В данном направлении приняты Указы главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 года, «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, «О формировании Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 10 апреля 2017 года, а также  постановление лидера страны «О материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 4 мая 2017 года. Данные нормативно-правовые акты служат руководящими принципами в этом направлении.

В свою очередь, Распоряжение Президента нашей страны «О мерах по организации комплекса «Дворец правосудия» от 18 июля 2017 года, Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года также играют важную роль в правовом регулировании данной сферы.

Примечательно, что каждый законодательный акт, касающийся деятельности судебной системы создает основу для предупреждения и борьбы с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В этой связи следует особо остановиться на практической значимости Указа главы нашего государства «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» от 7 декабря 2020 года.

Так, в соответствии с документом определены основные направления государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе. В этой связи созданы правовые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту профессиональной деятельности судей по отправлению правосудия от внешних воздействий, обеспечивается объективность и прозрачность в отборе, подготовке, назначении на должности судей, а также оценке деятельности судей, последовательно внедряются в эти процессы современные информационные технологии. Наряду с этим акцент сделан на формирование высокопрофессионального судейского корпуса, предупреждение и раннее выявление случаев коррупции среди судей и работников аппарата суда, а также реализации Комплекса мер по оценке любого выявленного в судебной системе коррупционного деяния как нетерпимого, повышению профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей.

В соответствии с данным указом с 1 февраля 2021 года в целях предупреждения коррупционных проявлений в судебной системе, обеспечения открытости и прозрачности деятельности Совета и судебной системы впервые налажено онлайн-освещение экзаменационных процессов по отбору кандидатов на должности судей посредством сети Интернет (веб-сайт). Разработана и внедрена электронная программа оценки профессиональной пригодности по психологическому портрету кандидатов и судей на должность судьи.

Кроме того, для выполнения важных задач, определенных указом,  выполнена задача по разработке и внедрению в практику четких критериев, обеспечивающих открытую и прозрачную оценку эффективности деятельности судей посредством электронного рейтинга, в связи с образованием судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Данное новшество направлено на формирование квалификационных коллегий этих судов.

Также в соответствии с указом на базе судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей создана судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции. В целях стимулирования деятельности судей по отправлению правосудия учреждена премия «…  судья», нагрудный знак «Ветеран суда» для судей, вышедших на пенсию за многолетний плодотворный труд в отправлении правосудия. Впервые в текущем году эти награды были вручены их обладателям.

Кроме того, при Совете создан клуб судей, функционирующий на общественной основе, наделенный полномочиями давать консультации, носящие рекомендательный характер, по правильному применению действующих норм материального и процессуального права, а также давать разъяснения по запросам судей о применении правил поведения в конкретных ситуациях.

Данным указом также утвержден план мероприятий по дальнейшему усилению независимости судебной власти, обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции в системе, в соответствии с которым главным исполнительным органом назначен Высший судейский совет. В соответствии с данным планом разработана и утверждена программа, направленная на обеспечение неприкосновенности судей, установление жестких мер по предотвращению любого вмешательства в деятельность правосудия, устранение системных причин и условий совершения коррупционных правонарушений, а также повышение эффективности антикоррупционных мер в системе судебных органов на 2021 год.

Наряду с этим организовано онлайн-обучение, направленное на повышение профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей и работников судебной системы, формирование нетерпимого отношения ко всем проявлениям коррупции. Проводится аналитическое изучение, а также принятие мер по устранению любых обстоятельств, способствующих коррупции в системе.

Следует отметить, что в выявлении и устранении коррупционных факторов налажено широкое сотрудничество с правоохранительными органами и институтами гражданского общества, ведется бескомпромиссная борьба с этими преступлениями.

Наиболее актуальной задачей есть и остается установление судами законных, обоснованных и справедливых наказаний в отношении лиц, совершивших преступления, связанные с коррупцией. Если в 2020 году за взяточничество было осуждено 1 132 человека, то за 9 месяцев текущего года —1 252. Несмотря на то, что эта информация свидетельствует о росте числа коррупционных преступлений в текущем году по сравнению с прошлым годом, все же стоит проанализировать и другой аспект вопроса. В условиях карантина, введенного в 2020 году, реальная возможность получения взяток и взяточничества значительно снизилась.

Разумная политика главы нашего государства по борьбе с этим злом современности дает свои результаты. Об этом свидетельствует активизация правоохранительных органов в данном направлении. Если раньше наблюдалась медлительность в своевременном выявлении преступлений, связанных с коррупцией, то теперь мы можем видеть участие в этом процессе не только государственных органов, но и институтов гражданского общества.

В целях незамедлительного выявления коррупционных преступлений, дальнейшего усиления участия  соотечественников в этом процессе для граждан создана возможность отправки текстовых, голосовых и видеообращений через Telegram-бот Верховного Суда Республики Узбекистан. Данная возможность была реализована в рамках совместного проекта Верховного Суда Республики Узбекистан, агентства США по международному развитию (USAID) и программы развития ООН в Узбекистане «Сотрудничество во имя верховенства закона в Узбекистане».

Telegram-бот специально разработан для создания дополнительных возможностей и удобств гражданам и субъектам предпринимательства при обращении в суды, своевременного рассмотрения судебных дел, недопущения различных злоупотреблений при рассмотрении судебных дел, устранения бюрократических барьеров, а также противодействия коррупционным проявлениям в судебных органах. В нем фиксируется каждое обращение. Ответственные сотрудники получают возможность ознакомиться со статистикой обращений, контролировать обращения, просматривать не ответившие обращения.

На сегодняшний день для пользователей Telegram-бота создан ряд дополнительных возможностей и сервисов, направленных на отслеживание апелляционных, кассационных и других жалоб, добавление функции калькулятора судебных расходов, ознакомление с опубликованными судебными решениями и обеспечение открытости и прозрачности судебной системы, повышение эффективности деятельности судов. Найти его можно  введя имя @suduzbot в поле поиска мессенджера «Telegram» или перейти по ссылке http://t.me/suduzbot.

Говоря об изменениях и обновлениях, осуществляемых в судебной системе, важно отметить, что Указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы финансирования деятельности судебных органов» от 13 января 2021 года неоценим по своему значению и роли. Ведь данный документ служит важным фундаментом в коренном совершенствовании системы финансирования деятельности судебных органов и усилении социальной защиты судей. В соответствии с ним с 2021 года установлено финансирование заработной платы и доплат судей Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда, нижестоящих судов, Высшей школы судей и работников их аппаратов, департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных подразделений в полном объеме за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан.

Кроме того, в целях повышения эффективности системы противодействия коррупции, создания благоприятной деловой среды, повышения положительного имиджа страны на международной арене, а также в соответствии с задачами, обозначенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017—2021 годы, Указом Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» от 27 мая 2019 года утверждена государственная программа противодействия коррупции на 2019—2020 годы.

Указом Президента нашей страны «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» от 29 июня 2020 года Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции преобразована в Национальный Совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, где участвует председатель Верховного суда.

В этой связи следует остановиться на мероприятии, посвященном выполнению задач, определенных в протоколе № 5 заседания данного совета. 25 сентября текущего года в хокимияте Бухарской области прошло учредительное заседание Регионального совета по противодействию коррупции. Оно было посвящено актуальной проблеме — коррупции и ее предупреждению, являющейся серьезным препятствием для развития общества.

В заседании приняли участие члены территориального совета, хокимията области, депутаты, представители правоохранительных органов, экономики и агропромышленного комплекса, сферы образования, здравоохранения, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации.

Выступившие на учредительном собрании подробно остановились на задачах, стоящих перед территориальным советом, а также обстоятельствах, способствующих возникновению преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией и взяточничеством в нашей стране за прошедшие годы, в частности, за истекший период текущего года.

На совещании говорилось о важных задачах, возложенных на каждого члена территориального совета по противодействию коррупции. В частности, было уделено внимание таким аспектам, как изучение законности, прозрачности и справедливости проведения тендеров и аукционов, проводимых в сфере государственных закупок, строительства, ремонта дорог и других сферах. Уделялось внимание формированию прозрачности и здоровой конкуренции при подборе и расстановке молодых кадров, приеме на работу в государственные органы, предприятия и учреждения. Было подчеркнуто, что средства массовой информации также должны стать ведущей силой в этом процессе, быть нетерпимыми к случаям вымогательства, взяточничества, которые могут иметь место в той или иной сфере, и формировать общественное мнение среди населения по этому поводу. По итогам Учредительного собрания разработан ряд рекомендаций, на ответственных лиц возложены соответствующие задачи.

Указом Президента нашей страны «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» от 6 июля 2021 года утверждена государственная программа противодействия коррупции на 2021—2022 годы. Данным указом в целях повышения эффективности системы противодействия коррупции и раннего предупреждения коррупционных проявлений, широкого вовлечения общественности в этот процесс и формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в качестве приоритетной задачи руководителей и сотрудников государственных органов всех уровней определена нетерпимость к любым проявлениям коррупции и беспощадная борьба с ними.

Постановлением Президента нашей страны «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции» от 6 июля 2021 года для эффективной организации реализации мер по противодействию коррупции установлен ряд процедур.

В целом, следует признать, что каждый законодательный акт по предупреждению и борьбе с коррупцией является важным документом в поиске правового решения конкретного вопроса.

В заключение важно отметить, что коррупция в судебной системе, являющейся оплотом правосудия, недопустима. Государство и общество несут персональную ответственность за борьбу с преступностью, предотвращение и борьбу с коррупцией. В связи с этим проводится широкомасштабная работа по повышению эффективности борьбы с данным общественно опасным деянием.

 

Мы всегда должны подходить к предупреждению, борьбе с коррупцией, представляющей наибольшую угрозу для развития общества, как к актуальной задаче. Особенно важно, чтобы судьи и сотрудники системы относились к этому бескомпромиссно. Одной из основных целей проводимых реформ в судебно-правовой сфере является коренное совершенствование системы противодействия коррупции в сфере. Работа по обеспечению независимости судей, повышению их авторитета возлагает на каждого из нас большую ответственность в борьбе с этим злом. Словом, преданный своей профессии, патриотичный судья никогда не совершит такое противоправное деяние, как коррупция.

Скачать статью

Статистика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Article Details

Просмотров аннотации: 41
https://androgard.uz https://man.androgard.uz https://byutivit.uz https://women.byutivit.uz https://al.byutivit.uz https://maksimus.uz https://lactovita.uz https://diabet.lactovita.uz https://avicennaslab.uz https://inlibrary.uz https://uacd.uz https://inconference.uz https://inscience.uz https://gulyamov.org https://muvi24.com https://megatorg.net http://skinormil.uz https://pils.uz https://metamed.uz/ https://all.tube https://dexaflu.com