Вопросы предупреждения коррупции в системе государственных закупок
Аннотация
Рассмотрены действия и проблемы по предотвращению коррупции в системе государственных закупок, представлены предложения по их устранению.
Ключевые слова:
Как цитировать
Обеспечение открытости и прозрач-ности, снижение вовлеченности челове-ческого фактора за счет стремительного развития процессов цифровизации, является величайшим достижением в любой сфере, а именно проводимых реформ в области предотвращения коррупции. Сегодня каждый гражданин нашей страны имеет возможность наблюдать ежедневные расходы государственного бюджета, что важно для обеспечения широкой конкуренции в сфере государственных закупок, рационального и эффективного использования денежных средств, а также создания благоприятных условий для предпринимателей.
Всего в 2021 году по республике осуществлены государственные закупки на сумму 147,4 трлн сумов. Это составляет 20,1% ВВП. Из них закупки на сумму около 28 трлн. сумов (20% от общей суммы закупок) осуществлены посредством электронных торгов. В результате осуществления конкурсных закупочных процедур удалось сэконо-мить средства в размере 5,8 трлн. сумов.
В целях снижения участия человеческого фактора в госзакупках и цифровизации отрасли с 1 января
2022 года внедрена практика проведения отбора и тендерных торгов в обязательном порядке в электронной форме.
Кодексом об административной ответственности Республики Узбекистан установлена ответственность за нарушение законодательства в сфере государственных закупок, в том числе за нарушение условий по определению видов закупочных процедур и выбору исполнителя, в целях усиления ответственности государственных заказчиков в сфере государственных закупок, обеспечения их неукосни-тельного соблюдения требований действующего законодательства в сфере госзакупок, запрета неконкурентных торгов и обеспечения равных возможностей для всех субъектов предпринимательства.
В целях обеспечения открытости и прозрачности в сфере государственных закупок, совершенствования процедур закупок путем создания удобств и возможностей для участников госзакупок в Закон Республики Узбекистан
«О государственных закупках» внесены следующие ключевые нововведения:
– требования закона распространяются также на закупки стратегически важных хозяйственных обществ и предприятий, т.е. крупных корпоративных предприятий;
– полномочия Счетной палаты Республики Узбекистан по проведению аудита государственных закупок и по итогам года опубликованию результатов аудита в открытых информационных источниках и внесению их в Олий Мажлис Республики Узбекистан;
– Агентство Республики Узбекистан по противодействию коррупции включено в состав органов, осуществляющих государственный надзор за проведением закупочных процедур;
– заново рассмотрена и усовершенствована статья о принципе неприемлемости коррупции в сфере государственных закупок. При этом недопущение коррупции в сфере государственных закупок осуществляется путём:
– обеспечения честной конкуренции и использования беспристрастных критериев при принятии решений;
– создания эффективной системы мониторинга и контроля;
– публикации в открытых источниках информации о нарушениях законода-тельства и иных нормативных актов в сфере государственных закупок.
Участников закупочных процедур и исполнителей государственных закупок обязали раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах;
– государственных заказчиков обязали предоставлять информацию об аффилированности в сфере государственных закупок;
– включены условия о том, что участник и аффилированное лицо участника процедуры закупки не вправе участвовать в одном лоте на электронном рынке, аукционе, отборе лучших предложений и тендерных торгах;
– участник не допускается к участию в государственных закупках, если близкие родственники участника и (или) уполномоченного представителя участника процесса государственных закупок вправе принимать решение об избрании исполнителя либо являются представителем государственного заказчика или привлеченной им специализированной организации в процессе государственных закупок;
– обязательное требование представ-ления участниками торгов заявления о противодействии коррупции.
Все мы знаем, что в настоящее время в сфере госзакупок реализуется проект «Сфера без коррупции». Утверждена «Дорожная карта» из 28 пунктов мер по реализации проекта «Сфера без коррупции» в области госзакупок, и на заседаниях Национального совета по противодействию коррупции Республики Узбекистан проходят обсуждения о проделанной работе по реализации проекта «Сфера без коррупции» в данном направлении.
В этом отношении:
– проведена антикоррупционная экспертиза актов законодательства в сфере государственных закупок;
– подписаны соглашения с соответст-вующими международными финан-совыми институтами, и на сегодняшний день в рамках данного проекта разработаны типовые закупочные документы;
– Учебным центром Министерства финансов организованы курсы повышения квалификации для работников органов государственного управления и их систем, а также работников хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения и других организаций;
Для сведения, на сегодняшний
день 6979 сотрудников государственных заказчиков прошли обучение по специальному курсу.
– создана платформа дистанционного обучения для повышения квалификации государственных заказчиков в сфере государственных закупок.
На сегодняшний день имеется ряд мер, которые необходимо принять для дальнейшего развития этого направления, в том числе:
– критически рассматривать инициативы, без оснований определять поставщика как исключение или заключать прямой договор, при наличии конкуренции;
– принять меры по предотвращению конфликта интересов при государст-венных закупках, создать возможность автоматической идентификации аффили-рованных лиц через электронную систему. При этом необходимо внедрить механизм электронной идентификации аффилированных лиц участников государственных закупок путем налаживания обмена информацией между электронной базой персональных идентификационных номеров (ПИН) и электронными системами государст-венных закупок.
Также, в целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности государственных закупок, формирования конкурентной среды проводить комплексный анализ закупок, включая создание системы анализа сведений об участниках, их количестве, предлагаемой цене, уровне конкуренции, аналитические данные по отраслям и регионам, а также систем по автоматическому анализу сведений о конфликте интересов и другой информации (Business Intelligence). В связи с этим продолжить работу по совершенствованию Центрального информационного портала государственных закупок.
Соответственно, завершить работы в Центральном информационном портале по внедрению системы управления рисками (Risk management), инструментов мониторинга по различным критериям (Monitoring tools) и системы управления базами данных BI (Business Intelligence software).