Обеспечение верховенства права как важный фактор противодействия коррупции
Аннотация
14 января 2021 года принято постановление президента республики узбекистан № пп-4951 «о мерах по внедрению эффективного механизма определения состояния обеспечения верховенства права в Республике Узбекистан».
Ключевые слова:
Как цитировать
Основной целью данного постановления явилось обеспечение создания эффективных механизмов соблюдения верхо-венства права и законности в регионах. Для достижения данной цели обозначена необходимость изучения и проведения оценки исполнения принимаемых актов законодательства и своевременного устранения выявленных правовых пробелов.
При этом, постановлением утверждена методология формирования Индекса вер-ховенства права по регионам, обозначены 32 индикатора, которые отражают данный Индекс, и рассчитываются по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту, а также по районам (городам).
Исходя из данных индикаторов, в постановлении отражены 182 критерия, из которых 111 основываются на статис-тических данных и 71 на результатах социологических опросов.
Необходимо отметить, что Индекс верховенства права регионов определяется на основе статистических показателей и результатов проводимых социологических опросов по определенным направлениям.
Первое – это соблюдение актов законодательства. В данном направлении внимание направлено на состояние исполнения законов и подзаконных актов в регионах, соблюдение административных процедур и обеспечение неприкосновенности права собственности.
Вторым направлением является обеспечение прав и свобод граждан. Для анализа данного направления исследуются случаи применения пыток и необоснованного задержания правоохранительными органами, отсутствие пре-пятствий в реализации прав подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, случаи оказания давления на граждан и журналистов, воспользовавшихся свободой мнений и их выражения, случаи произвольного вмешательства в личную жизнь, а также развитие институтов гражданского общества и обеспечение основных трудовых прав.
В целях исследования следующего направления – сферы правосудия и исполнения судебных решений, определены следующие индикаторы: использование населением возможности восстановления своих прав через суды; удовлетворенность населения беспристрастностью судебных решений; представления населения о наличии признаков коррупции в судебных органах; независимость судов от влияния государственных органов; соблюдение судами процессуальных сроков; надле-жащее исполнение судебных решений.
Четвертым направлением является установление правопорядка и обеспечение безопасности, по которому осуществляется анализ по индикаторам, определяющим уровень преступности в регионах, эффективность профилактики правонарушений в регионах, выявление преступлений и принятие по ним эффективных мер, склонность граждан «к самовольному отправлению правосудия».
Эффективный контроль за деятельностью органов исполнительной власти на местах является пятым направлением, в котором обозначены такие индикаторы как: осуществление контроля за деятельностью хокимиятов, Кенгашами народных депутатов, рассмотрение в административных судах споров, связанных с решениями органов исполнительной власти на местах, обеспечение привлечения к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти на местах за совершенные ими правонарушения, общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти на местах.
В целях полноценного анализа шестого направления – эффективности противо-действия коррупции постановлением закреплены индикаторы, отражающие наличие случаев злоупотребления служебным положением должностными лицами органов исполнительной власти на местах, злоупотребления служебным положением сотрудниками правоохрани-тельных и контролирующих органов, степень распространенности коррупции в социальной сфере и в сфере оказания государственных услуг, а также проявление случаев кумовства, фаворитизма и местничества.
Последнее направление – прозрачность институтов власти, включает в себя индикаторы, определяющие открытость органов государственной власти на местах, обеспечение органами исполнительной власти на местах прав граждан на доступ к информации, участие граждан в процессе принятия решений на местном уровне, эффективное использование механизмов обжалования действий должностных лиц.
Кроме того, в соответствии с постановлением создана и введена в действие автоматизированная информа-ционная система «Huquq ustuvorligi», посредством которой и осуществляется определение Индекса верховенства права в регионах.
Благодаря принятому постановлению стало возможным осуществление проверки эффективности исполнения принимаемых правовых актов. Данный механизм проверки эффективности верховенства права должен послужить улучшению гражданского общества, обеспечению защиты прав человека и искоренению коррупционных факторов путем своевременного устранения выявленных пробелов.