Роль парламента в противодействии коррупции

Джахогир Ширинов
Поделиться

Аннотация

Раскрыты 5 основных направлений деятельности Комитета Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам

Как цитировать

[1]
Ширинов, Д. 2022. Роль парламента в противодействии коррупции. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 2, 1 (мар. 2022), 17–21. DOI:https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol2-iss1-pp16-19 .

Коррупция происходит от латинского слова «corrumpere», что означает «ломать».

Коррупция – это незаконное использование своего должностного или служебного положения в личных целях либо получение материальных или нематериальных благ в интересах других лиц, а также незаконное предоставление таких благ.

Если мы посмотрим на историю нашей страны, то Сахибкиран Амир Темур, повышая жалованье госслужащим в своем государстве, одновременно жестоко карал тех, кто занимался коррупцией. Он стремился усилить общественный контроль над коррупцией. Он проводил беседы с представителями населения и выявлял случаи несправедливости и вымогательства со стороны местных руководителей и наказывал их на глазах у свидетелей.

Анализы показывают, что коррупция наносит ущерб мировой экономике в среднем стоимостью в 2,6 триллиона долларов в год. Это составляет
3% мирового валового внутреннего продукта.

Коррупция имеет следующие негативные последствия для социально-экономической и политической жизни страны.

В современном мире коррупция проявляется в различных формах. К ним относятся:

 взяточничество, «покупка» должностного лица, «оплата сверху»;

 присвоение государственных ресурсов, растраты;

 назначение на должности своих родственников через знакомых;

 конфликт интересов при выполнении государственных функций;

 дарение и получение ценных подарков при решении той или иной проблемы;

 «незаконное покровительство бизнесу» государственным служащим;

 устранение желания отстаивать свои права у граждан через злоупотребления служебным положением;

 мошенничество в управлении (фальсификация выборов, принятие несправедливых решений в интересах определенных групп);

 вмешательство в независимость судебной власти;

 создание искусственного дефицита;

 незаконное оказание государственных услуг с использованием государственного поста политиками, чтобы «хорошо выглядеть» в глазах общественности и т.д.

Но, к сожалению, в нашем национальном законодательстве категории коррупционных преступлений не ясны. Мы часто называем коррупционными преступлениями дачу и получение взятки, и другие подобные преступления. В то время как, как указано выше, коррупционными могут быть и преступления, не связанные напрямую с материальной заинтересованностью.

Поэтому Законодательная палата Олий Мажлиса в настоящее время прорабатывает законопроект о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс во взаимодействии с Генеральной прокуратурой.  В соответствии с ним, предлагается дополнить восьмую часть УК новым термином «коррупционные преступления» и конкретизировать коррупционные преступления определенными статьями и пунктами. Законопроект предусматривает ужесточение наказаний за коррупционные деяния.

Устанавливается, чтобы условия освобождения от ответственности и наказания не распространялись на тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления.

Следует отметить, что присоединение Узбекистана к Конвенции ООН против коррупции в 2008 году заложило основу для совершенствования правовой базы противодействия коррупции.

В нашей стране существуют 210 нормативно-правовых актов, в которых используется слово «коррупция». Разумеется, во всех них это слово использовалось для целей предупреждения и борьбы с коррупцией.

По предложению Президента Республики Узбекистан (в выступлении на церемонии по случаю 26-летия Конституции 7 декабря 2018 года,) в 2019 году в Законодательной палате Олий Мажлиса был создан Комитет по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.

Комитет работает над противодействием коррупции по 5 направлениям, исходя из основных задач и функций парламента.

Прежде всего, законотворческая деятельность. Комитет ежегодно выпускает в среднем 40 законопроектов по вопросам противодействия коррупции и судебно-правовым вопросам. Это означает 25-30 процентов законопроек-тов, которые ежегодно рассматривает нижняя палата.

Например, Комитет был ответственен за законы «О противодействии коррупции», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель-ные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» от 18 ноября 2021 г., «Об административных процедурах», направленный на недо-пущение бюрократии в государственных органах, закон, предусматривающий административную ответственность за нарушения закона об открытости деятельности государственных органов власти и управления, и ряд других законов.

Кроме того, Комитет занимается разработкой законов в других сферах с целью предотвращения коррупционных рисков в них. Например, Комитет принимал непосредственное участие в подготовке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенство-ванием системы отвода и использования земельных участков, а также земельного учета и ведения государственного земельного кадастра».

Второе направление законотворчества состоит в устранении в этих законах норм, создающих условия для коррупции. За прошедший период Комитет выявил более 40 коррупционных норм, выявленных в законопроектах, поступающих в парламент, и добился их устранения или внесения поправок.

Кроме того, Комитет проводит антикоррупционный анализ действующих законов. Например, Комитет выявил более 10 коррупционных норм в действующих законах, подготовил по ним аналитическую информацию и принял меры по включению их в план подготовки соответствующих нормативных актов.

Второе направление деятельности Комитета – это парламентский контроль. За прошедший период комитет провел более 20 контрольно-аналитических мероприятий.

Изучена непосредственно с выездом на места реализация законодательства по предотвращению коррупции в сфере здравоохранения, строительства и ряда других сфер.

В целях предотвращения коррупции в системе, повышения эффективности комплаенс-контроля, формирования культуры нетерпимости к коррупции были заслушаны руководители Государственного таможенного комите-та, министерств здравоохранения, юстиции, строительства и Агентства по противодействии коррупции. По итогам слушаний были приняты и направлены на исполнение решения Комитета по предотвращению коррупции в системе, расширению цифровизации государст-венных услуг и другим направлениям.

По результатам слушаний удалось отменить некоторые ведомственные нормативные документы, создающие условия для коррупции.

Например, по предложению Комитета, в соответствии с приказом Председателя ГТК от 25 февраля 2021 г. № 01-02/8-11 были отменены «Порядок взимания таможенных платежей за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне установленных мест и вне времени работы таможенных органов» (АВ № 925, от 11 мая 2000 года) и 4 других документа, связанных с данным документом.

Третье направление деятельности – это проведение диалога на местах. На основе этого метода, предложенного по инициативе Президента, депутаты выезжают на места и проводят беседы с представителями общественности, предпринимателями, судами, право-охранительными органами, адвокатами, среди которых проводятся анонимные социальные опросы. Вопросы, поднятые по темам предупреждения коррупции на территориях, обеспечения правосудия были рассмотрены на заседаниях местных Кенгашей народных депутатов.

Наше четвертое направление деятельности состоит в участии в работе различных коллегиальных органов. Члены Комитета осуществляют деятельность в составе Специальной комиссии по созданию Общественного совета при Агентстве по противодействию коррупции, Комиссии по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законода-тельства, Высшего совета судей, различных комиссий по разработке проекта Программы административных реформ Нового Узбекистана, Национального Совета по противо-действию коррупции и других коллегиальных органов. Так, например, члены Комитета оказывали методи-ческую помощь в организации деятельности местных советов по противодействию коррупции в Джизакской области, применении административно-профилактических мер в предупреждении коррупции.

Пятое направление деятельности – пропаганда противодействия коррупции. За истекший период члены Комитета выступили более 5000 раз на телевидении, радио, в печатных СМИ, Интернете и социальных сетях. Комитет также провел около 20 конференций, семинаров и круглых столов. Члены Комитета выступали с докладами на международных антикоррупционных форумах.

Кроме того, комитет регулярно обсуждает с представителями научного сообщества научно-практические предло-жения в данной области. На основании предложений, представленных учеными, Комитетом были усовершенствованы различные законопроекты.

Конечно, для образования «иммунитета против коррупции» нам необходимо «очистить» не только «коррупционера», но и его окружение, точнее, устранить факторы, создающие условия для коррупции.

На наш взгляд, для борьбы с коррупцией следует в равной степени использовать следующие 4 инструмента воздействия.

В первую очередь, воздействие, поощряющее честный труд. При этом будут применяться:

достойная заработная плата;

поощрение лиц, сообщающих о коррупции;

принцип назначения честного человека на высокую должность.

Во-вторых, «инструмент плотины», то есть воздействие, препятствующее факторам и условиям коррупции. Здесь важны:

сокращение человеческого фактора при оказании государственных услуг;

электронная регистрация правонарушений;

назначение на должность на основании открытого конкурса;

декларирование доходов государственных служащих;

обеспечение прозрачности государст-венных закупок;

устранение коррупционных норм в законодательстве;

устранение бюрократических барьеров;

предотвращение конфликта интересов;

обеспечение независимости судебной власти.

В-третьих, просветительское воздействие на борьбу с коррупцией. Здесь целесообразно:

формирование бескомпромиссного отношения к коррупции;

повышение правосознания и культуры населения;

религиозно-просветительская пропа-ганда религиозными сановниками.

В-четвертых, система контроля по противодействию коррупции. Здесь требуются:

координация борьбы с коррупцией;

суровое наказание и неизбежность ответственности за коррупцию;

конфискация имущества, полученного в результате коррупции;

недопущение коррупционеров на государственную службу;

предотвращение, чтобы случаи коррупции оставались «латентными»;

отмена решений, принятых путем коррупции;

сильный общественный контроль;

подотчетность должностных лиц народу;

неправительственные некоммерческие организации, способные проводить про-фессиональные исследования коррупции, и «журналистские расследования»;

эффективная работа системы «внут-реннего антикоррупционного аудита».

В целом борьба с коррупцией является делом не только государственных органов, но и общественности. Только в случае согласованных действий государственных органов с представителями общественности цель может быть достигнута.

Скачать статью

Статистика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Article Details

Просмотров аннотации: 35
inLibrary — это научная электронная библиотека inConference - научно-практические конференции inScience - Журнал Общество и инновации UACD - Антикоррупционный дайджест Узбекистана UZDA - Ассоциации стоматологов Узбекистана АСТ - Архитектура, строительство, транспорт Open Journal System - Престиж вашего журнала в международных базах данных inDesigner - Разработка сайта - создание сайтов под ключ в веб студии Iqtisodiy taraqqiyot va tahlil - ilmiy elektron jurnali yuridik va jismoniy shaxslarning in-Academy - Innovative Academy RSC MENC LEGIS - Адвокатское бюро SPORT-SCIENCE - Актуальные проблемы спортивной науки GLOTEC - Внедрение цифровых технологий в организации MuviPoisk - Смотрите фильмы онлайн, большая коллекция, новинки кинопроката Megatorg - Доска объявлений Megatorg.net: сайт бесплатных частных объявлений Skinormil - Космецевтика активного действия Pils - Мультибрендовый онлайн шоп METAMED - Фармацевтическая компания с полным спектром услуг Dexaflu - от симптомов гриппа и простуды SMARTY - Увеличение продаж вашей компании ELECARS - Электромобили в Ташкенте, Узбекистане CHINA MOTORS - Купи автомобиль своей мечты! PROKAT24 - Прокат и аренда строительных инструментов