Борьба с коррупцией стала общей целью народа и государственных органов в Узбекистане.

Акмал Бурханов
Поделиться

Аннотация

В результате реализации принципов открытости и равноправного сотрудничества во внутренней и внешней политике, проводимых в Узбекистане, в последние годы, имидж Узбекистана на мировой арене полностью изменился.

Как цитировать

[1]
Бурханов, А. 2021. Борьба с коррупцией стала общей целью народа и государственных органов в Узбекистане. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 1, 1 (дек. 2021), 8–11. DOI:https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol1-iss1-pp7-11.

Биография автора

Акмал Бурханов, Директор Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан

Узбекский общественный и политический деятель, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан III созыва, Председатель общенационального движения «Юксалиш» (2019-2020), с 14 июля 2020 года Директор Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан.

В результате реализации принципов открытости и равноправного сотрудничества во внутренней и внешней политике, проводимых в Узбекистане, в последние годы, имидж Узбекистана на мировой арене полностью изменился.

Международное сообщество внимательно наблюдает за каждым действием и направлением реформ Республики Узбекистан. В этом направлении, основное внимание уделяется таким вопросам, как обеспечение прав человека, формирование активного гражданского общества, создание условий для свободы слова, а также роста показателей экономического сектора и благосостояния населения.

Примечательно, что зарубежные эксперты и международные партнеры, высоко оценивают реформы Узбекистана в борьбе с коррупцией.

Президент Шавкат Мирзиёев, превратил борьбу с коррупцией в один из приоритетов государственной политики. Это начало отражаться во всех сферах, как экономики, так и государственного управления.

В частности, осуществлены реформы в таких направлениях как совершенствование правовой базы, создание институциональных основ противодействия коррупции инициировано, цифровизация секторов, обеспечение прозрачности деятельности органов государственного управления и принципа неотвратимости наказания.

Далее стоит отметить некоторые приоритеты реформ.

Совершенствование правовой базы в сфере противодействия коррупци.

За прошедший период, Республика Узбекистан стала активным участником глобального антикоррупционного процесса и целенаправленно укрепляет соответствующую правовую базу на национальном и международном уровнях.

Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2008 году и присоединение к Стамбульскому плану действий Антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития в 2010 году стало одним из шагов Узбекистана на международном правовом уровне.

Для организации борьбы с коррупцией на национальном уровне были приняты необходимые меры, а также пакет актов национального законодательства.  Сформирована национальная правовая доктрина в этой сфере.

Например, приняты Закон
«О противодействии коррупции», Государственные программы по противодействию коррупции на 2017-2018, 2019-2020
и 2021-2022 годы, а также более
80 нормативно-правовых актов в области предупреждения и противодействия коррупции. В частности, законы «О государственных закупках», «Об административных процедурах»,
«О государственно-частном партнерстве», «О распространении и использовании правовой информации» и «Об общественном контроле» имеют важное значение, поскольку содержательно они служат для обеспечения экономического роста за счет борьбы с коррупцией.

Вместе с тем, в 2021 году был принят ряд важных документов по борьбе с коррупцией и обеспечению открытости деятельности государственных органов.

В частности, издан Указ Президента
«О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективному осуществлению общественного контроля», который вывел обеспечение открытости и прозрачности системы государственных органов на новый уровень.

В то же время, в июле 2021 года по инициативе Президента были приняты два важных документа: Указ Президента «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» и Постановление Президента «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции».

Эти документы предусматривают принятие институциональных изменений при комплексном подходе к противодействию коррупции.

Они включают как превентивные механизмы противодействия коррупции, так и механизмы, обеспечивающие неотвратимость наказания за коррупционные действия, и повышение ответственности и подотчетности государственных служащих.

Следует отметить, что документами вводятся такие признанные международные стандарты, современные превентивные механизмы, как обеспечение большей открытости в деятельности государственных органов, создание системы декларирования имущества и доходов государственных служащих, осуществление более прозрачных государственных закупок, предотвращение конфликта интересов и открытый конкурс при приеме на работу на государственную службу.

Формируются институциональные основы противодействия коррупции

29 июня 2020 года, приняты два важных документа, направленных на совершенствование противодействия коррупции: Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан.

И постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан». Этими документами был создан новый государственный орган, который осуществляет государственную политику по предупреждению и борьбе с коррупцией - Агентство по противодействию коррупции.

Этот Указ обеспечил выполнение статей 6 и 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - ООН), которые требуют создания специально уполномоченного государственного органа для борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции в независимом государстве.

Агентство было определено специально уполномоченным государственным органом, ответственным за обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и других представителей неправительственного сектора, а также за международное сотрудничество в этой области.

Агентство напрямую подчиняется Президенту и подотчетно парламенту.

Осуществление государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции, системный анализ состояния коррупции в стране, обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, развитие международного сотрудничества в области предупреждения и противодействия коррупции, и укрепление имиджа страны были определены как основные задачи и направления деятельности Агентства.

Вышеупомянутым указом также был создан Национальный совет по противодействию коррупции.

Его основная задача - координация деятельности органов и организаций, занимающихся и участвующих в борьбе с коррупцией.

Для решения той же задачи на региональном уровне созданы территориальные советы по противодействию коррупции.

В сфере противодействия коррупции внедряются эффективные механизмы устранения причин и условий этого бедствия в соответствии с зарубежной практикой.

В 2020-2021 годах приняты меры по постепенному созданию систем внутреннего антикоррупционного контроля во всех органах государственного и хозяйственного управления. В результате осуществляется своевременное выявление и устранение коррупционных рисков, устранение последствий, причин и условий, которые их допускают, выявляются области, в которых могут возникать коррупционные риски.

Цифровизация и обеспечение открытости как основные средства предупреждения коррупции

В нашей стране проводится системная работа по внедрению открытости в государственном управлении, приведению состояния открытости информации для общественного использования, уровня открытости и качества информации в соответствие с международными требованиями, цифровизация всех услуг.

За короткое время были запущены онлайн-платформы, которые позволяют публично обсуждать проекты нормативно-правовых актов, наблюдать и отслеживать в режиме реального времени информацию о государственном бюджете и долге, а также о государственных закупках. Деятельность портала открытых данных вышла на качественно новый уровень, запущены Единый интерактивный портал госуслуг, система электронного лицензирования и портал обращений общественности «Мое мнение».

Следует отметить, что в результате этих реформ были достигнуты следующие практические результаты.

Во-первых, были приняты практические меры для обеспечения свободы средств массовой информации, журналистов и блогеров, открытости государственных органов для общественности и СМИ, а также налаживания тесного диалога и сотрудничества руководителей с журналистами в повседневной деятельности.

Во-вторых, широкое использование цифровых и онлайн-технологий повысило подотчетность государственных органов перед общественностью. Налажена продажа земельных участков и государственных активов, а также ряда других средств через онлайн-аукционы, созданы и постоянно совершенствуются электронные нотариальные системы.

В-третьих, открытость и прозрачность деятельности государственных органов и организаций обеспечивает свободу доступа к информации. В результате раскрытия всей необходимой информации, отчетов, информации о финансовых расходах, решениях хокимов в отношении деятельности организаций устанавливается эффективный общественный контроль.

В-четвертых, процесс назначения государственных служащих открыт для всех и осуществляется на конкурсной основе, и любой гражданин имеет возможность наблюдать за этими процессами.

В-пятых, созданы общественные советы при каждом государственном органе, включая правоохранительные органы, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента. Безусловно, такие советы становятся важным звеном в установлении эффективного общественного контроля над деятельностью государственных органов.

Основные задачи, которые ставятся на ближайшее будущее в борьбе с коррупцией.

Конечно, борьба с коррупцией требует внесения регулярных изменений и обновлений. Бич коррупции победит тех, кто отстает от скорости времени Поэтому перед нами еще стоит ряд важных задач.

В частности, с 2022 года будет введена система декларирования доходов и имущества государственных служащих. В связи с этим Агентство по противодействию коррупции совместно с соответствующими ведомствами разработало законопроект, регулирующий эту отрасль.

Планируется принять долгосрочную и среднесрочную Национальную стратегию по противодействию коррупции, которая отразит все наши цели в борьбе с коррупцией, и ее первоначальный проект прошёл обсуждения с участием экспертов, научных и академических кругов и неправительственных некоммерческих организаций.

Ведется работа по запуску открытого электронного реестра лиц, признанных виновными в коррупционных преступлениях. Этот институт также даст возможность вовлечь широкую общественность в процессы предупреждения коррупции.

Кроме того, внедряется система оценки распространенности коррупции в государственных органах, в том числе в регионах. Важным аспектом этой системы является то, что будут проводится опросы среди населения, среди предпринимательских субъектов, включая предприятия с иностранными инвестициями в Узбекистане, местных и международных экспертов, и на основе анализа результатов опросов определяется уровень распространенности коррупции в государственных органах и регионах.

Продолжается реализация мер по приведению антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами и внедрение некоторых положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в наше национальное законодательство, а также выполнение мер в рамках Стамбульского плана действий для Восточной Европы и Центральной Азии Антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития.

 

Естественно, каждая реформа, изменение, которое проводится в нашей стране, осуществляется на основе отбора через призму пользы для нашего народа. Это чрезвычайно важно в процессах противодействия коррупции. Ведь борьба с коррупцией и ее искоренение стали общей целью народа Узбекистана и государственных структур.

Скачать статью

Статистика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Article Details

Просмотров аннотации: 237
inLibrary — это научная электронная библиотека inConference - научно-практические конференции inScience - Журнал Общество и инновации UACD - Антикоррупционный дайджест Узбекистана UZDA - Ассоциации стоматологов Узбекистана АСТ - Архитектура, строительство, транспорт Open Journal System - Престиж вашего журнала в международных базах данных inDesigner - Разработка сайта - создание сайтов под ключ в веб студии Iqtisodiy taraqqiyot va tahlil - ilmiy elektron jurnali yuridik va jismoniy shaxslarning in-Academy - Innovative Academy RSC MENC LEGIS - Адвокатское бюро SPORT-SCIENCE - Актуальные проблемы спортивной науки GLOTEC - Внедрение цифровых технологий в организации MuviPoisk - Смотрите фильмы онлайн, большая коллекция, новинки кинопроката Megatorg - Доска объявлений Megatorg.net: сайт бесплатных частных объявлений Skinormil - Космецевтика активного действия Pils - Мультибрендовый онлайн шоп METAMED - Фармацевтическая компания с полным спектром услуг Dexaflu - от симптомов гриппа и простуды SMARTY - Увеличение продаж вашей компании ELECARS - Электромобили в Ташкенте, Узбекистане CHINA MOTORS - Купи автомобиль своей мечты! PROKAT24 - Прокат и аренда строительных инструментов