Борьба с коррупцией стала общей целью народа и государственных органов в Узбекистане.
Аннотация
В результате реализации принципов открытости и равноправного сотрудничества во внутренней и внешней политике, проводимых в Узбекистане, в последние годы, имидж Узбекистана на мировой арене полностью изменился.
Ключевые слова:
Как цитировать
В результате реализации принципов открытости и равноправного сотрудничества во внутренней и внешней политике, проводимых в Узбекистане, в последние годы, имидж Узбекистана на мировой арене полностью изменился.
Международное сообщество внимательно наблюдает за каждым действием и направлением реформ Республики Узбекистан. В этом направлении, основное внимание уделяется таким вопросам, как обеспечение прав человека, формирование активного гражданского общества, создание условий для свободы слова, а также роста показателей экономического сектора и благосостояния населения.
Примечательно, что зарубежные эксперты и международные партнеры, высоко оценивают реформы Узбекистана в борьбе с коррупцией.
Президент Шавкат Мирзиёев, превратил борьбу с коррупцией в один из приоритетов государственной политики. Это начало отражаться во всех сферах, как экономики, так и государственного управления.
В частности, осуществлены реформы в таких направлениях как совершенствование правовой базы, создание институциональных основ противодействия коррупции инициировано, цифровизация секторов, обеспечение прозрачности деятельности органов государственного управления и принципа неотвратимости наказания.
Далее стоит отметить некоторые приоритеты реформ.
Совершенствование правовой базы в сфере противодействия коррупци.
За прошедший период, Республика Узбекистан стала активным участником глобального антикоррупционного процесса и целенаправленно укрепляет соответствующую правовую базу на национальном и международном уровнях.
Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2008 году и присоединение к Стамбульскому плану действий Антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития в 2010 году стало одним из шагов Узбекистана на международном правовом уровне.
Для организации борьбы с коррупцией на национальном уровне были приняты необходимые меры, а также пакет актов национального законодательства. Сформирована национальная правовая доктрина в этой сфере.
Например, приняты Закон
«О противодействии коррупции», Государственные программы по противодействию коррупции на 2017-2018, 2019-2020
и 2021-2022 годы, а также более
80 нормативно-правовых актов в области предупреждения и противодействия коррупции. В частности, законы «О государственных закупках», «Об административных процедурах»,
«О государственно-частном партнерстве», «О распространении и использовании правовой информации» и «Об общественном контроле» имеют важное значение, поскольку содержательно они служат для обеспечения экономического роста за счет борьбы с коррупцией.
Вместе с тем, в 2021 году был принят ряд важных документов по борьбе с коррупцией и обеспечению открытости деятельности государственных органов.
В частности, издан Указ Президента
«О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективному осуществлению общественного контроля», который вывел обеспечение открытости и прозрачности системы государственных органов на новый уровень.
В то же время, в июле 2021 года по инициативе Президента были приняты два важных документа: Указ Президента «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» и Постановление Президента «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции».
Эти документы предусматривают принятие институциональных изменений при комплексном подходе к противодействию коррупции.
Они включают как превентивные механизмы противодействия коррупции, так и механизмы, обеспечивающие неотвратимость наказания за коррупционные действия, и повышение ответственности и подотчетности государственных служащих.
Следует отметить, что документами вводятся такие признанные международные стандарты, современные превентивные механизмы, как обеспечение большей открытости в деятельности государственных органов, создание системы декларирования имущества и доходов государственных служащих, осуществление более прозрачных государственных закупок, предотвращение конфликта интересов и открытый конкурс при приеме на работу на государственную службу.
Формируются институциональные основы противодействия коррупции
29 июня 2020 года, приняты два важных документа, направленных на совершенствование противодействия коррупции: Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан.
И постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан». Этими документами был создан новый государственный орган, который осуществляет государственную политику по предупреждению и борьбе с коррупцией - Агентство по противодействию коррупции.
Этот Указ обеспечил выполнение статей 6 и 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - ООН), которые требуют создания специально уполномоченного государственного органа для борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции в независимом государстве.
Агентство было определено специально уполномоченным государственным органом, ответственным за обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, средств массовой информации, институтов гражданского общества и других представителей неправительственного сектора, а также за международное сотрудничество в этой области.
Агентство напрямую подчиняется Президенту и подотчетно парламенту.
Осуществление государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции, системный анализ состояния коррупции в стране, обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, развитие международного сотрудничества в области предупреждения и противодействия коррупции, и укрепление имиджа страны были определены как основные задачи и направления деятельности Агентства.
Вышеупомянутым указом также был создан Национальный совет по противодействию коррупции.
Его основная задача - координация деятельности органов и организаций, занимающихся и участвующих в борьбе с коррупцией.
Для решения той же задачи на региональном уровне созданы территориальные советы по противодействию коррупции.
В сфере противодействия коррупции внедряются эффективные механизмы устранения причин и условий этого бедствия в соответствии с зарубежной практикой.
В 2020-2021 годах приняты меры по постепенному созданию систем внутреннего антикоррупционного контроля во всех органах государственного и хозяйственного управления. В результате осуществляется своевременное выявление и устранение коррупционных рисков, устранение последствий, причин и условий, которые их допускают, выявляются области, в которых могут возникать коррупционные риски.
Цифровизация и обеспечение открытости как основные средства предупреждения коррупции
В нашей стране проводится системная работа по внедрению открытости в государственном управлении, приведению состояния открытости информации для общественного использования, уровня открытости и качества информации в соответствие с международными требованиями, цифровизация всех услуг.
За короткое время были запущены онлайн-платформы, которые позволяют публично обсуждать проекты нормативно-правовых актов, наблюдать и отслеживать в режиме реального времени информацию о государственном бюджете и долге, а также о государственных закупках. Деятельность портала открытых данных вышла на качественно новый уровень, запущены Единый интерактивный портал госуслуг, система электронного лицензирования и портал обращений общественности «Мое мнение».
Следует отметить, что в результате этих реформ были достигнуты следующие практические результаты.
Во-первых, были приняты практические меры для обеспечения свободы средств массовой информации, журналистов и блогеров, открытости государственных органов для общественности и СМИ, а также налаживания тесного диалога и сотрудничества руководителей с журналистами в повседневной деятельности.
Во-вторых, широкое использование цифровых и онлайн-технологий повысило подотчетность государственных органов перед общественностью. Налажена продажа земельных участков и государственных активов, а также ряда других средств через онлайн-аукционы, созданы и постоянно совершенствуются электронные нотариальные системы.
В-третьих, открытость и прозрачность деятельности государственных органов и организаций обеспечивает свободу доступа к информации. В результате раскрытия всей необходимой информации, отчетов, информации о финансовых расходах, решениях хокимов в отношении деятельности организаций устанавливается эффективный общественный контроль.
В-четвертых, процесс назначения государственных служащих открыт для всех и осуществляется на конкурсной основе, и любой гражданин имеет возможность наблюдать за этими процессами.
В-пятых, созданы общественные советы при каждом государственном органе, включая правоохранительные органы, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента. Безусловно, такие советы становятся важным звеном в установлении эффективного общественного контроля над деятельностью государственных органов.
Основные задачи, которые ставятся на ближайшее будущее в борьбе с коррупцией.
Конечно, борьба с коррупцией требует внесения регулярных изменений и обновлений. Бич коррупции победит тех, кто отстает от скорости времени Поэтому перед нами еще стоит ряд важных задач.
В частности, с 2022 года будет введена система декларирования доходов и имущества государственных служащих. В связи с этим Агентство по противодействию коррупции совместно с соответствующими ведомствами разработало законопроект, регулирующий эту отрасль.
Планируется принять долгосрочную и среднесрочную Национальную стратегию по противодействию коррупции, которая отразит все наши цели в борьбе с коррупцией, и ее первоначальный проект прошёл обсуждения с участием экспертов, научных и академических кругов и неправительственных некоммерческих организаций.
Ведется работа по запуску открытого электронного реестра лиц, признанных виновными в коррупционных преступлениях. Этот институт также даст возможность вовлечь широкую общественность в процессы предупреждения коррупции.
Кроме того, внедряется система оценки распространенности коррупции в государственных органах, в том числе в регионах. Важным аспектом этой системы является то, что будут проводится опросы среди населения, среди предпринимательских субъектов, включая предприятия с иностранными инвестициями в Узбекистане, местных и международных экспертов, и на основе анализа результатов опросов определяется уровень распространенности коррупции в государственных органах и регионах.
Продолжается реализация мер по приведению антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами и внедрение некоторых положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в наше национальное законодательство, а также выполнение мер в рамках Стамбульского плана действий для Восточной Европы и Центральной Азии Антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития.
Естественно, каждая реформа, изменение, которое проводится в нашей стране, осуществляется на основе отбора через призму пользы для нашего народа. Это чрезвычайно важно в процессах противодействия коррупции. Ведь борьба с коррупцией и ее искоренение стали общей целью народа Узбекистана и государственных структур.