Узбекистан вступает в новый этап противодействия коррупции
Аннотация
Приведены результаты реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы и реализации задач, поставленных перед Агентством в Новой стратегии развития Узбекистана на 2022–2026 годы, являющейся ее логическим продолжением.
Ключевые слова:
Как цитировать
В наше время ситуация меняется с каждой минутой. В этом процессе расстановка правильных приоритетов и принятие приемлемого решения является одной из самых сложных задач.
В результате своего выбора политики открытости Узбекистан также одновременно со всеми странами идет навстречу переменам и становится непосредственным участником этого процесса.
Задачи, изложенные в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы, сформированные на основе мнения и рассуждений народа, его требований к государству, инициировавших проведенные реформы в нашей страны, были выполнены. Задачи, которые государство определило вместе со своим народом, оно выполнило тоже вместе с народом.
В рамках реализации 320 пунктов, изложенных в Стратегии действий, принято около 300 законов, более 4000 постановлений и указов Президента Республики Узбекистан, направленных на коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни. Примечательно, что каждый гражданин стал ощущать эти усилия, перемены в своей жизни.
В качестве неотъемлемого продолжения этих реформ, как логическое продолжение Стратегии действий принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы.
Наш народ принял активное участие в разработке этого документа и высказал свои предложения и замечания.
Стратегия развития устанавливает «100 целей человеческого достоинства» в семи приоритетных направлениях.
Борьба с коррупцией также отдельно определена среди этих приоритетных целей. Начатые реформы в этой связи также будут последовательно продолжены и стоит задача вывести их на новый уровень. В частности, в Государственной программе обозначены задачи по преобразованию государственного управления по принципу «направление на службу гражданам», внедрению компактной, профессиональной, справедливой, высокоэффективной системы государственного управления, внедрению стандартов честности на государственной службе, выявлению сфер и секторов, подверженных коррупции, повышению эффективности системы устранения коррупционных факторов, формированию нетерпимого отношения к коррупции в обществе.
В частности, Целью № 10: при организации системы государственной гражданской службы на основе современных стандартов ставится задача по устранению коррупционных факторов на государственной службе, подбору кадров на конкурсной основе и совершенствованию правовых основ оценки их эффективности.
Известно, что большинство случаев коррупции встречаются в процессе найма и продвижения по службе по должностной лестнице. Поэтому мы должны довершить до конца начатую работу по обеспечению прозрачности системы подбора персонала и обеспечить прозрачность всех процессов.
Последовательным продолжением этого направления является цель № 83 – внедрение стандартов честности на государственной службе.
Поскольку государственный служащий является одним из основных субъектов коррупции, необходимо будет прививать ему честность, ограничивать его отношения с гражданами и делать их более прозрачными.
В связи с этим нашей основной задачей определено создание эффективных механизмов предотвращения конфликта интересов на государственной службе. Для этого мы должны в первую очередь восполнить пробелы в законодательстве и обеспечить открытость любого процесса, связанного с принятием решений на государственной службе, расширить общественное участие.
В связи с этим важно еще больше расширить объем открытой информации по важным социальным вопросам и обеспечить беспрепятственный доступ к этой информации.
В этом процессе агентством придано внимание двум направлениям, а именно первое – дальнейшее расширение объёма открытых данных, второе направление – создание механизмов беспрепятственного доступа к этой информации.
В рамках проекта создается система оценки уровня открытости всех государственных органов и организаций по 8 индикаторам, охватывающим 84 критерия оценки, и оценки эффективности и действенности принимаемых мер в этом направлении. Вместе с этим, планируется введение порядка паспортизации массива открытых данных, внедрение системы изучения и оценки эффективности системы обратной связи, разработка типовых форм сведений, подлежащих раскрытию территориальным государственным органом управления.
Безусловно, в борьбе с коррупцией важны превентивные меры, т.е. механизмы предотвращения коррупции в разрезе сфер и отраслей, а также широкое вовлечение населения в этот процесс. Эти вопросы отражены в цели
№ 84 стратегии.
Отмечено, что для обеспечения выполнения этой задачи необходимо внедрение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, в борьбу с коррупцией. Наше агентство наладило сотрудничество с международными организациями и другими странами. Во время нашей командировки в страны Европы в 2021 году, мы изучили, что такие технологии очень эффективны.
Еще одним важным аспектом этой цели является налаживание сотрудничества с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией, поддержка реализации общественного контроля.
Не случайно этому уделяется особое внимание. Потому что, если мы не сформируем слои бескомпромиссных к коррупции граждан, средств массовой информации, неправительственных некоммерческих организаций, реформы, которые мы пытаемся проводить, не будут эффективными.
В этой связи нам необходимо вовлекать в этот процесс больше представителей СМИ и повышать их знания и навыки в данной области.
Вместе с тем, обозначено внедрение системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в области борьбы с коррупцией.
Мы сочли целесообразным подойти и к этому процессу на основе современных методов. Другими словами, совместно с партнерскими организациями мы начали работу по внедрению «Виртуальной академии по противодействию коррупции».
Академия будет иметь форму онлайн-платформы и включать специальные курсы как для государственных служащих, так и для населения. В частности, запланирована организация в форме базовых (частный сектор, граждане и молодежь) и специальных углубленных (руководитель, сотрудник, работник подразделения внутреннего контроля по противодействию коррупции (комплаенс-служба), служба внутреннего аудита, отдел кадров, служба внутренней безопасности и т.д.) курсов.
В то же время эти курсы будут открыты для всех, предоставляя возможность любому гражданину укрепить свои знания о коррупции и сдать экзамен. Это позволит внедрить комплексную систему по повышению правовых знаний и сознания населения и государственных служащих в данной сфере, а успешным выпускникам будут вручены специальные сертификаты.
Как видите, все вышеперечисленные задачи важны для полноценной реализации Стратегии по таким направлениям, как повышение человеческого достоинства и дальнейшее развитие свободного гражданского общества, превращение принципов справедливости и верховенства закона в самые основные и необходимые условия для развития.
Главная задача, стоящая перед нами, заключается в том, что, когда будем внедрять эти цели в жизнь, мы должны будем реализовать их так, чтобы создались условия для людей почувствовать их в своей жизни, сегодня.