Реформы должны проводиться в комплексе. И прежде всего охватывать, как вопросы предотвращения коррупции, так возможности и способы борьбы с ней
Аннотация
В настоящее время, в Узбекистане происходит ряд изменений и нововведений в борьбе с коррупционными действиями. Эти изменения носят концептуальный и институциональный характер, особенно за последние два года.
Ключевые слова:
Как цитировать
В настоящее время, в Узбекистане происходит ряд изменений и нововведений в борьбе с коррупционными действиями. Эти изменения носят концептуальный и институциональный характер, особенно за последние два года.
Естественно, что многие международные организации и эксперты интересуются оценкой этих реформ. Возможной, степенью соответствия изменений международным стандартам и различным международным тенденциям в борьбе с коррупцией.
Поэтому у издания есть «гостевая» страница, и на этот раз ее гость - международный эксперт и региональный советник по противодействию коррупции Управления ООН по наркотикам и преступности – Владимир Козин.
Владимир Козин - выпускник юридической школы Джорджа Вашингтона. В его послужном списке, - работа в Московском Государственном Институте Международных Отношений (МГИМО), также работа в ООН и Всемирной Торговой Организации (ВТО).
1. Ваше мнение об общих тенденциях в сфере противодействия коррупции, наблюдаемых в мировом сообществе за последние годы.
Актуальность борьбы с коррупцией будет сохраняться всегда, даже в случае, если ее уровень удастся свести к минимуму. Ведь любое ослабление усилий по противодействию коррупции лишь приведет к ее усилению. Мы наблюдаем, что в последнее время международное сообщество активизировало свои действия в этом направлении. Недавнее проведение Специальной сессии Генеральной Ассамблеи по вызовам и мерам в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества, и создание Глобальной оперативной сети антикоррупционных органов с правоохранительными полномочиями (Сеть GlobE) это только подтверждают.
2. Борьба с коррупцией - актуальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. В свою очередь, борьба с ним всегда стоит в повестке дня как развитых, так и развивающихся стран.
Скажите на примере развивающихся стран, какие антикоррупционные реформы привлекли ваше внимание и на каких аспектах вы можете сосредоточиться?
В контексте развивающихся стран очень важно, чтобы реформы учитывали весь пласт проблем, связанных с коррупцией. Реформы должны проводиться в комплексе и охватывать как вопросы предотвращения коррупции, так и борьбы с ней. В этой связи очень важно наличие политической воли и квалифицированных кадров, а также внедрение понятия неприятия коррупции, как важной социальной ценности.
С практической точки зрения, наибольшего успеха в борьбе с коррупцией, как правило, добиваются страны, сумевшие наладить эффективное взаимодействие с гражданским обществом и бизнесом и вовлечь их активистов не только в процессы поиска и раскрытия информации о коррупции, но и в деятельность по анализу открытых данных, а также совершенствования законодательной базы и, в особенности, механизмов регулирования экономической деятельности.
Эффективно налаженный открытый диалог с заинтересованными сторонами из гражданского и бизнес-сообществ на этапе разработки и принятия регуляторных решений в сфере экономики позволяет более четко определить как выгоды нововведений, так и издержки, в том числе, связанные с коррупцией.
В случае, если результатом подобного диалога становятся более качественные и прозрачные решения, при исполнении которых Правительство обеспечивает максимально возможную прозрачность, доверие граждан и бизнеса к государству только возрастает. Кроме этого, возрастает их готовность к сокращению теневой экономической деятельности, что положительно сказывается на налоговых поступлениях.
3. Как отмечалось выше, борьба с коррупцией - это глобальный процесс, и международное сотрудничество приобретает все большее значение. В этой связи, какова роль развивающихся стран в борьбе с коррупцией, какова актуальность внедрения международных стандартов в этом отношении?
Международные стандарты в этой области уже изложены в Конвенции ООН против коррупции, которая на данный момент уже охватывает почти все страны мира. Развивающиеся страны должны более активно использовать эту Конвенцию как правовую базу в международном сотрудничестве. К сожалению, в данном отношении предстоит еще много работы.
Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день уже имеется огромный опыт по внедрению наилучших практик надлежащего управления, а также сформирована необходимая база международных стандартов в этой сфере.
Развивающиеся страны, которые надлежащим образом начинают применять наилучшие практики надлежащего управления получают возможность ускорения собственного экономического и социального развития только за счет того, что ресурсы, которые прежде поглощались коррупцией, начинают направляться на действительно важные для их развития направления, а их использование осуществляется ответственно, рационально и прозрачно.
В этом контексте можно только приветствовать усилия Республики Узбекистан по внедрению международных стандартов надлежащего управления, механизмов конкурсного найма государственных служащих, декларированию их доходов, снижению рисков конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и других мер.
4. Борьба с коррупцией — это процесс, состоящий из элементов, направленных на повышение правосознания и правовой культуры, принятие превентивных мер и обеспечение неизбежности наказания. Если принять антикоррупционный процесс в целом за 100%, в каком порядке вы бы определили расположение (в процентах) элементов противодействия коррупции.
Очень сложно расставлять точные акценты в данном вопросе. Каждый из этих элементов критически важен для предотвращения коррупции и значение их процентного соотношения может меняться в зависимости от конкретного периода антикоррупционных реформ. Гораздо важнее сосредоточить усилия антикоррупционной политики на сопряженном развитии каждого из этих направлений.
5. В последние годы в Республике Узбекистан также был проведен ряд реформ в области борьбы с коррупцией. На этом этапе, можете ли вы перечислить те реформы, которые вы считаете наиболее концептуальными среди них?
Действительно, мы наблюдаем значительные изменения в данной области в Узбекистане. Прежде всего, стоит отметить наличие политической воли и большую работу во всех вышеупомянутых сферах, если данные тенденции продолжатся, они обязательно приведут к положительному результату. Как я уже отмечал выше, меры принятые по повышению прозрачности и подотчетности органов государственного управления, а также государственных служащих перед обществом, играют важную роль, поскольку создают платформу, в которой каждое принимаемое решение сопровождается открытым аналитическим процессом и диалогом с обществом и бизнесом, а на этапе исполнения решений – отчетностью о проделанной работе. Это позволяет активистам гражданского общества проводить независимый мониторинг эффективности деятельности государственных органов, обращая внимание надзорных и правоохранительных органов на наиболее подозрительные и рисковые операции.
Не менее важными являются усилия по совершенствованию механизмов нормотворчества и законотворчества за счет усиления механизмов антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов. Мы можем с удовлетворением отметить, что рекомендации УНП ООН в этой сфере нашли отражение в последних решениях Президента Республики Узбекистан.
Отдельного внимания заслуживают усилия республики по формированию правовой базы, позволяющей предотвращать конфликт интересов при исполнении государственными служащими своих полномочий. Необходимо отслеживать и анализировать ее результаты. С учетом правоприменительной практики и фактического воздействия появится возможность закрепления нововведений на уровне законодательных актов.
Многие новеллы, которые принимаются в Узбекистане, требуют продолжения дискуссий с точки зрения исполнимости и их потенциала оказать реальное воздействие. В этой связи, очень важно продолжать мониторинг правоприменительной практики и на его основе формировать более устойчивое законодательство, обеспечивающее криминализацию коррупционных преступлений в соответствии с положениями Конвенции ООН против коррупции.
6. Вам небезразличен современный Узбекистан и его реформы. Как видите, в 2020 году в стране было создано Агентство по противодействию коррупции для координации антикоррупционной политики и проведения государственной политики. Основное направление деятельности Агентства - предупреждение коррупции, то есть усиление превентивных механизмов. В каких странах эти типы агентств работают эффективно, и, учитывая текущую ситуацию в Узбекистане, насколько эффективен этот путь?
Создание Агентства - важный шаг в процессе построения эффективной институциональной системы по предотвращению коррупции и борьбе с ней. Действительно, существуют разные модели. В некоторых странах действуют похожие ведомства, в других антикоррупционные органы совмещают функции по предупреждению коррупции и правоохранительной деятельности. Стоит также отметить, что есть страны, в которых отсутствуют специальные органы по предупреждению коррупции, а соответствующее задачи решаются другими способами. Придание Агентству координационных функций и обширных полномочий в сфере предотвращения коррупции представляется логичным шагом в рамках идущих реформ.
7. Со следующего года в Узбекистане будет введена система декларирования доходов государственных служащих.
Насколько, на Ваш взгляд, декларирование будет эффективно? Хотелось бы узнать Ваше мнение, в рамках внедрения, этой системы в предотвращении коррупции на примере некоторых развивающихся стран. Что следует учитывать для эффективного внедрения такой системы.
Система декларирования доходов госслужащих это - необходимая предпосылка обеспечения прозрачности в госуправлении, избежания конфликта интересов, а также успешного применения законодательства по борьбе с коррупцией.
Развивающиеся страны, которые вводят системы декларирования доходов, безусловно, добиваются больших успехов в борьбе с коррупцией. Для успеха функционирования данной системы необходимо наличие достаточной законодательной базы, а также институциональной системы и ресурсов.
8. Насколько полноценно, по вашему мнению, оценка некоторых международных рейтинговых агентств, состояния коррупции в нашей стране могут выявить уровень коррупции, на примере Узбекистана?
В Узбекистане наблюдается устойчивый рост антикоррупционных рейтингов и индексов, тем неменее, не можем сказать о достаточности положительных результатов в рейтингах. Что, по Вашему мнению требуется предпринять, чтобы исправить данную ситуацию?
Мы исходим из принципов, содержащихся в базовых документах Механизма обзора имплементации Конвенции ООН против коррупции, которые исключают применение ранжирования и рейтингов в данной области.
Коррупция существует в той или иной форме практически во всех странах мира. В то же время, страны разительно отличаются друг от друга по экономическому и социальному развитию, историческому пути, культуре, религии и т.д. Поэтому введение ранжирования и рейтингов/индексов в области борьбы с коррупцией, вряд ли может быть объективным и выражать сложные реалии во всей полноте.
Необходимо подчеркнуть, что борьба с коррупцией – это не соревнование, а рутинная работа, которая требует непрерывных, последовательных и всеобъемлющих усилий, как государственных институтов, так и гражданского и делового сообществ.
9. Какие сферы должны быть охвачены, по Вашему мнению, в будущем в борьбе с коррупцией?
Такие области могут включать повышение уровня антикоррупционного образования и неприятия коррупции путем повышения правосознания и правовой культуры в том числе через работу с молодежью. Огромным потенциалом обладает вовлечение наиболее ярких и популярных деятелей массовой культуры, которые через свои произведения могут «достучаться до сердец» молодежи и способствовать формированию внутренних принципов и стереотипов поведения, отрицающих беспринципность и жажду обогащения любой ценой, поощряющих честность, открытость и здоровый соревновательный дух.